1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Достаточно вспомнить анкеты и дискуссии по темам

Когда журнал "Диграф" провел в 1976 г. анкету, в ответах ощущалась смена литературных школ. И хотя ответы были порой контрастными (за искусство, тесно связанное с политической борьбой; или, напротив, за искусство, замкнутое в себе самом, только в "приключениях языка"), почти все были единодушны, отрицая возможность определить авангард раз и навсегда. В течение всего этого времени не стихала полемика вокруг вопроса, выживет ли литература в эпоху телевидения и видеокассет, будет ли человек покупать книгу, если — на следующем витке технического прогресса — он сможет "позвонить книге" и слушать читаемый в прекрасном исполнении текст или же переключиться на другую волну-книгу, более близкую его вкусам.

Феномен перенасыщения информацией, конечно, дает о себе знать. Интересное исследование культурных явлений последних лет провел Жан- Франсуа Ревель, назвав книгу "Бесполезные знания" (1988). Развернув впечатляющую картину подтасовки фактов, даже подаваемых вроде бы с полной объективностью, Ревель ищет корень этого зла в воспринимающем, который ждет не чистого факта, а факта "желанного" или "нежеланного", который в каждом собеседнике (и авторе книги в том числе) стремится видеть врага или друга, но не личность, которую надо понять. В предыдущие века можно было говорить о малом объеме знаний, теперь ту же функцию выполняет лживая информация, а "ведь чем более лжив образ мира, тем опаснее действия индивидуума".

Наше умение и желание действительно пользоваться доступными знаниями определит судьбу самой цивилизации. "Будущее зависит от корректного или некорректного использования информации"12. В дискуссиях, спорах деятели культуры не раз возвращались к термину "ангажированная литература", пытаясь дать на старый вопрос новый ответ. В 40—50-е годы существовали своеобразные полюса. Смысл понятия "litterature engagee" защищали и Арагон, и Сартр.

У них были разные мотивировки, но включенность литературы в борьбу идей они не оспаривали. Роже Нимье, противостоявший любым формам ангажированности, благодаря активности его протеста, был окрещен "контрангажированным" по сравнению, например, с Марселем Эме или Андре Дотелем, писателями degages, не ангажированными (иначе говоря, не придающими своей позиции "вне политики" никакого бунтарского оттенка). Писатель desengage — это писатель, "переболевший" болезнью левизны и определивший свое новое место в политических конфликтах.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Франсуа де Малерб

Франсуа де Малерб

Франсуа де Малерб (фр. François de Malherbe; 1555, Кан — 16 октября 1628, Париж) — французский поэт XVII века, чьи произведения во многом подготовили поэзию классицизма. В то же время многие сочинения Малерба тяготеют...

Жан Шаплен

Жан Шаплен

Жан Шаплен (фр. Jean Chapelain, 4 декабря 1595, Париж — † 22 февраля 1674, там же) — французский поэт и литературный критик XVII века. Биография и литературно-критические труды Сын нотариуса. В юном возрасте изучил латынь...

Поль Скаррон

Поль Скаррон

Поль Скаррон (4 июля 1610, Париж — 6 октября 1660, Париж) — французский романист, драматург и поэт. Биография Седьмой ребенок в семье чиновника Счетной палаты, Поль Скаррон избрал карьеру священнослужителя. В 1632...