1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Бютор практически воплощает концепцию Г. Гессе

Взяв "алфавит" и "грамматику" Ш. Фурье, Бютор создает новые тексты, показывает жизнь цивилизации как жизнь природы — за рождением и развитием (весна и лето, утро и день) следуют неизбежные закат и смерть (осень и зима, вечер и ночь). "33 вариации", созданные Бетховеном, рассматриваются как творческая автобиография композитора, как этапы истории музыки с XVI по XX в. (с предсказаниями вперед), как теория космогонии в духе Фурье, как смены времен, эпох, социальных слоев. Литературный шлейф составляют тексты, влиявшие на музыку Бетховена и рожденные ею, любимые Бютором (Шекспир, Руссо, Нерваль). Мифологические реминисценции подчиняются правилам музыкальной композиции, используемым в вариациях ("зеркало", "розетка"). Каждая вариация передается соответствующим поэтическим отрывком, создается строго организованный и продуманный хаос, "мобиль". По концепции Ю. М. Лотмана, отдельное художественное произведение и вся культура в целом могли бы послужить в будущем моделями для разработки принципиально иного типа искусственного интеллекта.

А Бютор видит в них искусственно созданное живое существо, "гомункулуса"20. "Розу ветров" и "33 вариации" можно прочитать как новейшие романы, но думается, что на этом этапе, в отличие от 50-х годов, красота поэтического слога и философское видение мира соединились напрямую, перестали нуждаться в художественной прозе как посреднике. Романные тексты стали вторичными, производными от культурологических книг. "Портрет художника в виде юной обезьяны. Каприччо"1, вышедший за год до "Философского камня" М. Юрсенар (1968), посвящен теме алхимии искусства. Как мы уже говорили, она проходит через все творчество Бютора, от "Миланского проезда" и статьи "Язык алхимии" (1953), разбирающей многоплановость и многозначность мистического учения, принципиальную изменчивость символического языка на каждой новой ступени.

Роман, заимствующий структуру эссе "Необыкновенная история", "мобилей" (Прелюдия, Путешествие — 15 частей, Посылка), построен на соединении двух планов, выделенных различными шрифтами: автобиографического рассказа о поездке в Венгрию, о жизни в старинном замке, полном древних кабалистических книг, и волшебного сна.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Жан-Луи Гез де Бальзак

Жан-Луи Гез де Бальзак

Жан-Луи Гез де Бальзак (фр. Jean-Louis Guez de Balzac, род. 31 мая 1597 в Ангулеме, ум. 18 февраля 1654 г., там же) — французский писатель. Биография Гез де Бальзак — сын анноблированного мэра г. Ангулем. Учился...

Антуан Фюретьер

Антуан Фюретьер

Антуа́н Фюретье́р (фр. Antoine Furetière; 28 декабря 1619(16191228), Париж — 14 мая 1688, Париж) — французский писатель и лексикограф XVII века. Биография и творчество Фюретьер был родом из небогатой буржуазной семьи. Учился юриспруденции, глубоко освоил античную...

Жан де Лафонтен

Жан де Лафонтен

  Биография Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В двадцать лет он поступил в братство ораторианцев для подготовки к духовному званию, но больше занимался...