1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Бютор практически воплощает концепцию Г. Гессе

Взяв "алфавит" и "грамматику" Ш. Фурье, Бютор создает новые тексты, показывает жизнь цивилизации как жизнь природы — за рождением и развитием (весна и лето, утро и день) следуют неизбежные закат и смерть (осень и зима, вечер и ночь). "33 вариации", созданные Бетховеном, рассматриваются как творческая автобиография композитора, как этапы истории музыки с XVI по XX в. (с предсказаниями вперед), как теория космогонии в духе Фурье, как смены времен, эпох, социальных слоев. Литературный шлейф составляют тексты, влиявшие на музыку Бетховена и рожденные ею, любимые Бютором (Шекспир, Руссо, Нерваль). Мифологические реминисценции подчиняются правилам музыкальной композиции, используемым в вариациях ("зеркало", "розетка"). Каждая вариация передается соответствующим поэтическим отрывком, создается строго организованный и продуманный хаос, "мобиль". По концепции Ю. М. Лотмана, отдельное художественное произведение и вся культура в целом могли бы послужить в будущем моделями для разработки принципиально иного типа искусственного интеллекта.

А Бютор видит в них искусственно созданное живое существо, "гомункулуса"20. "Розу ветров" и "33 вариации" можно прочитать как новейшие романы, но думается, что на этом этапе, в отличие от 50-х годов, красота поэтического слога и философское видение мира соединились напрямую, перестали нуждаться в художественной прозе как посреднике. Романные тексты стали вторичными, производными от культурологических книг. "Портрет художника в виде юной обезьяны. Каприччо"1, вышедший за год до "Философского камня" М. Юрсенар (1968), посвящен теме алхимии искусства. Как мы уже говорили, она проходит через все творчество Бютора, от "Миланского проезда" и статьи "Язык алхимии" (1953), разбирающей многоплановость и многозначность мистического учения, принципиальную изменчивость символического языка на каждой новой ступени.

Роман, заимствующий структуру эссе "Необыкновенная история", "мобилей" (Прелюдия, Путешествие — 15 частей, Посылка), построен на соединении двух планов, выделенных различными шрифтами: автобиографического рассказа о поездке в Венгрию, о жизни в старинном замке, полном древних кабалистических книг, и волшебного сна.

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Шарль Перро

Шарль Перро

Шарль Перро́ (фр. Charles Perrault; 12 января 1628, Париж — 16 мая 1703, Париж) — французский поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671, ныне известный в основном как автор «Сказок...

Жан Реньо де Сегре

Жан Реньо де Сегре

Жан Реньо де Сегре (фр. Jean Regnault de Segrais; 22 августа 1624, Кан — 15 марта 1701, там же) — французский писатель. Биография Сегре окончил коллеж иезуитов в Кане, в 1647 г. перебрался в...

Вольтер

Вольтер

Вольте́р (фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778, Париж, Франция; имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ, фр. François Marie Arouet; Voltaire — анаграмма «Arouet le j(eune)» — «Аруэ младший» (латинское написание — AROVETLI) —...