1. Skip to Main Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Психология

М. Бютор относится к представителям интеллектуальной прозы

18 Марта 2013

М. Бютор, как мне думается, относится к представителям интеллектуальной прозы XX в. , таким, как Г. Гессе, Х. Л. Борхес, У. Эко. Сам писатель подчеркивал свое художественное родство с сюрреалистами, с А. Бретоном. Но, отказавшись от традиционных жанров, создав свои собственные, писатель потерял читателей, которым необходим привычный "горизонт ожидания" ("Надо не только перестать обращаться к литературным жанрам прошлого, но и постараться работать с жанрами будущего"3). На первый взгляд кажется, что жанровая иерархия исчезла из современной литературы. На самом деле осталось представление о престижности, устойчивости и "жизнеподобии" большой формы эпоса, эксперименты разрешены главным образом в малых или переходных формах (рассказ, эссе, стихотворение).


"Балкон" построен на структурных архетипах карнавала

17 Марта 2013

"Балкон" построен на структурных архетипах карнавала, вариантом которого оказывается и "революционный процесс". Обмен функциями между социальным верхом и низом, между дворцом и борделем в конечном счете обнажает календарно-циклическую природу карнавальных ритуалов: начальник полиции, как солярное божество, удаляется в подземное царство, освобождая место для нового торжества карнавально-революционного хаоса; комическое несоответствие высоких властных функций и их случайных носителей в конце концов оборачивается драматической самокастрацией (самопожертвованием) "ложного царя" — вождя народного восстания; что же касается временной царицы, то она снова становится хозяйкой борделя, этого волшебного театра, воплощающего теневую изнанку общества. Карнавальная пародийность откровенно господствует в пьесе "Негры", обозначенной в подзаголовке как "клоунада".


Демократическое постиндустриальное общество

17 Марта 2013

Демократическое постиндустриальное общество утверждает себя не как идеальную, а как оптимальную общественную модель "меньшего зла", достаточно гибкую для того, чтобы разрешать возникающие внутри противоречия, как жизненный организм, сопротивляющийся возникновению в нем любых "злокачественных" тоталитаристских образований, но расцвета литературы оно явно не гарантирует. Современная французская литература есть, хотя за последние десятилетия она совершила ряд "поступков", которые явно ослабили ее, и не нашла долгосрочных источников энергии. Верно то, что она их искала, верно и то, что эти поиски часто были интересными и почти всегда поучительными.


Оценивая написанное в 50-е годы,

17 Марта 2013

Оценивая написанное им в 50-е годы, Гаскар отмечал, что мысль о смертности человека, о неизбежности разрушения и гибели всего живущего была одной из его навязчивых идей. "Переболев" этой темой, он стал отдавать предпочтение изучению и изображению тех форм жизни, для которых характерна "неосознанность смерти, точнее, отсутствие сознания смерти, ощущение состояния вечности". Именно этим объясняет он свое пристрастие к изображению мира детей, животных и безумцев. В своих интервью, высказывая постоянный интерес к проблемам психиатрии, Гаскар не раз замечал, что безумный человек воспринимается им в некотором отношении как высшее существо: освобожденный от порабощающей мысли о смерти, он приобщается к вечности и обретает особую остроту видения и восприятия. Однако в творчестве писателя этот интерес нашел прямое воплощение только в работе о Жераре де Нервале5.


После того как я долгие годы прожил вдалеке от Франш-Конте

17 Марта 2013

"После того как я долгие годы прожил вдалеке от Франш-Конте, мне довелось поехать в Сален, чтобы написать очерк. То был серый и холодный зимний день, и я провел его, вдыхая запах прошлого в подземельях солеварен и на узких улочках. Вечером я пошел к одному каменщику, влюбленному в древние стены, который доверил мне несколько документов истории своего города. В ту же ночь в гостиничном номере, ледяном и полутемном, я принялся их читать и наткнулся на строки, говорившие о 1639 годе, о французском нашествии, чуме и судьбе людей, направляемых в "Беленские бараки", где им предстояло ухаживать за больными и зачастую вместе с ними умереть.


Виан в "Пене дней" совершенно очевидно пошел против течения

17 Марта 2013

Он как бы подхватил замысел Камю написать "веселый роман", бросив откровенный и непосредственный вызов времени и реальности. Вопрос обращения с действительностью решается очень просто. Когда во время свадебного путешествия в большом белом лимузине Колену и Хлое стало "как-то не по себе от проносящегося мимо пейзажа" и Хлоя сказала: "Ненавижу этот тусклый свет, эту мглу", то Колен "нажал на зеленые, синие, желтые и красные кнопки, и разноцветные фильтры заменили автомобильные стекла. ТеперьКолен и Хлоя оказались словно внутри радуги, и цветные тени плясали по белому меху сиденья. . . "Подобный (эскепизм / отражает философию романа, который со всеми своими шуточкаШР-прйбауточками, самозабвенными словесными играми, каламбурами, неологизмами содержал в себе вызов общему направлению европейской, и в частности французской, литературы. Критика не заметила этого вызова, не обратила на него внимания, по всей видимости потому, что причислила роман априори к жанру "несерьезной" литературы, отнеслась к нему как к игрушке и шалости создателя романа "Я приду плюнуть на ваши могилы", очередной забаве мистификатора. (Напомним, что "Пена дней" была опубликована позднее "американского" романа, хотя написана раньше его. ) На самом деле "Пена дней" была не менее скандальна, чем мистификация, только скандал носил более тонкий, мировоззренческий характер и не вспыхнул потому, что критика до него не докопалась.


Для сюрреалистов поиски дисформного

16 Марта 2013

Для сюрреалистов поиски дисформного (у Рембо "informe") в искусстве были тесно связаны с их устремлением к неведомому будущему и к замене казавшегося им бесперспективным "принципа реальности" (какой уж здесь "выход на волю"! и какая уж "молодецкая перспектива"!) принципом обгона существующего и постижимого, принципом желания (как они переосмысляли главный фрейдовский принцип — Lustprinzip — "принцип удовольствия"). Для сюрреалистов "принцип желания", как и слова Рембо "изменить жизнь" — changer la vie — отождествлялись с известным тезисом Маркса, и этот принцип оставался для сюрреалистов вдохновляющим принципом. Они не учитывали, что "принцип желания" в изобразительных искусствах (а к музыке сюрреалисты, как это ни странно, были равнодушны) действовал плохо.


Вокруг Элюара и Арагона складывалась плеяда их последователей

16 Марта 2013

Вокруг Элюара и Арагона складывалась плеяда их последователей (Жан Марсенак, Шарль Добжинский, Жан Риста, Рубен Мелик, Бернар Варгаф- тиг, Лионель Рей, Жак Рубо), которые позднее пойдут каждый своей дорогой, но на данном этапе склоняются к опыту либо Элюара, либо Арагона. В творчестве многих из этих поэтов традиция Сопротивления проявилась тоже достаточно ярко, и они смогли сохранить ее в дальнейшем, выработав свою особую индивидуальную манеру. Поэзия Арагона в своей многоцветности была своеобразным мостом между лирическим и эпическим потоками французской поэзии. Эпическое начало совершеннее всего воплощено творчеством Сен-Жон Перса (1887—1975).


Дар Жана Пелуера

16 Марта 2013

Дар Жана Пелуера, Терезы, Градера заключается в том, что они будят "глухие", "полумертвые души", заставляют их осознать, что они тоже убийцы. Неважно, уголовно наказуемо преступление или нет, совершено на деле или только в мыслях — "всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем". Нет разницы — накапать мужу лишнюю дозу сильнодействующего лекарства (Тереза) или не дать его вовсе в нужный момент (Ноэми), попытаться напугать до смерти человека со слабым сердцем, как это делает Градер, или не воспрепятствовать ему, как Матильда. Толкнуть на самоубийство ("Поцелуй", "Мартышка"), затравить ("Матерь", "Фарисейка") равно чудовищно, что бы ни двигало людьми: инстинкт самосохранения, извращенная любовь к детям или ложно понятая любовь к Богу.


После скандального романа об отношениях лесбиянок

16 Марта 2013

После скандального романа об отношениях лесбиянок "За монастырской оградой" (1951) вице-президент Гонкуровской Академии Франсуаза Малле- Жорис написала еще несколько книг, где в центре внимания — психологическое состояние женщины, ее попытка обрести контакт с чуждым миром: "Бумажный домик" (1970), "Аллегра" (1976), "Печаль от любви и от прочего" (1981), "Когда подмигивает ангел" (1983). Касаются этих тем и Эдмонда Шарль Ру, и Кристина де Ривуайр, и Катрин Риуа, но им тоже не свойственна феминистская агрессивность, столь характерная для манифестов 70-х годов и книг, например, Элен Сиксус; освещать их творчество под углом зрения специфики феминизма — значит разрушать целостность литературной картины. По существу, сосредоточенность многих писателей 70— 80-х годов на отношениях в семье, драматических судьбах молодого поколения, интимных отношениях между индивидуумами стала приметой времени, одним из путей поиска нового подхода к вечным гуманистическим ценностям. Но сложность картины состояла как раз в том, что за гуманистические ценности выступала и та литература, которую называют — с пренебрежительным оттенком — "массовой" и которая имеет в 70—80-е годы ряд специфических особенностей. Никогда не отказываясь ставить вопрос о человеке, его счастье, она яростно отделяла себя от "нового романа", пытаясь предстать единственным защитником простого человека на литературной сцене, где его то полностью игнорируют, то раздражают головоломками, то угнетают неразрешимыми метафизическими или социальными проблемами.


Атеистическая направленность

16 Марта 2013

Не менее важной, чем атеистическая направленность, в виларовской трактовке "Дон Жуана" была остро поставленная проблема судеб рационализма. Ведь, прочертив с небывалой до того беспощадностью судьбу человека, чьим девизом и знаменем стала вседозволенность, Вилар делал предметом своего "исследования" не вседозволенность аморализма любовных похождений галантного кавалера, а самоубийственную силу холодного разума, отринувшего все идеалы и святыни. Вилар уже подступался к столь волновавшей его теме "бездушного разума", создавая образ интеллектуала Глади- ора в пьесе Анри Пишетта "Нюклеа", постановку которой в 1952 г. на сцене "ТНП" осуществил Жерар Филип. Спектакль не имел успеха, примитивно-обнаженное, несколько ходульное столкновение поэтического начала и рационализма у Пишетта, придавшего этому столкновению еще и оттенок фатальной неизбежности, не позволило Вилару проявить свой замысел до конца.



Страница 3 из 4

Наш опрос

Ваш любимый французский писатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

  Итоги

Франсуа Фенелон

Франсуа Фенелон

Франсуа Фенелон (де Салиньяк, маркиз де ля Мот Фенело́н, 6 августа 1651(16510806) — 7 января 1715) — знаменитый французский писатель; родился в Сент-Мондане, в древней дворянской семье. До 12-летнего возраста мальчик прожил в...

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа VI де Ларошфуко

Франсуа́ VI де Ларошфуко́ (фр. François VI, duc de La Rochefoucauld, 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — знаменитый французский писатель и философ-моралист, принадлежавший к южнофранцузскому роду...

Маркиз де Сад

Маркиз де Сад

Донасье́н Альфо́нс Франсу́а де Са́д (фр. Donatien Alphonse François de Sade; 1740—1814), вошедший в историю как марки́з де Са́д (фр. marquis de Sade [maʁˈki də sad]) — французский аристократ, писатель и философ. Он...